О роли французского защитника в сегодняшнем «Мадриде». На второй минуте матча «Сан-Мамес» выдохнул: Ариц Адурис ворвался в штрафную и занес ногу перед ударом в дальний угол. Нарушение сердечного ритма, цитаты из песни группы The xx. Подкат Рафаэля Варана – момент материализации эстетики. Он был идеальным, каноническим, как «Витрувианский человек». Таким и должен быть топ-защитник: сильным, решительным, беспощадным, умеющим рисковать. Архичеловек неведомой силы, Беовульф, впитавший в себя смесь нескольких культур. Рафаэль Варан – из касты героев. Матч с «Атлетиком» – изначально рядовой, как шаблонная статуэтка, поставленная на бесконечную ленту. Однако произведение искусства отличается от конвейерных изделий тем, что оно уникально. Другого такого нет. Рафаэль поступательно подбирался к пику карьеры. В дебютном за «Реал» сезоне он вышел на поле в девяти матчах (что очень даже неплохо для 18-летнего центрального защитника).
В сезонах-2012/13 и 13/14 он сыграл в 15 и 14 матчах соответственно, в четвертом по счету – уже в 27. Карло Анчелотти не сразу всучил в руки француза кисть и краски. Сначала он был подмастерьем, выполняя черновую работу: выходил в опорной зоне, латал кадровые дыры и ждал своего шанса. К 22 годам Варан преобразился в признанного мастера и вытеснил из основного состава Пепе, став основным центральным защитником наряду с Серхио Рамосом. В матче с «Атлетиком» Варан лишний раз подчеркнул превосходство над португальцем. Его передачи были точнее (90% против 86%), он выиграл все воздушные единоборства (Пепе – лишь 50%). То, что Варану приходится исправлять ошибки остальных обороняющихся футболистов, подтверждается статистикой: француз 5 раз перехватил мяч на границе штрафной площади и 12 раз вынес мяч из штрафной. Его партнер по центру обороны Пепе вынес мяч лишь 4 раза, а 3 из 6 перехватов сделал в центре поля.
Молодые защитники, которые рано начинают играть в мощных клубах, зачастую становятся заложниками возраста. У них могут быть прекрасные физические данные (как, например, у Мамаду Сахо) или технические навыки (как у Маркиньоса), но психологически они не готовы быть несущей колонной. Мандраж, желание себя показать, отсутствие опыта – молодые таланты чаще раскрываются на атакующих позициях, потому что там их психологическая неустойчивость не так заметна. Варан же играет последнего защитника. Он – атлант, на плечах которого небесный свод, все эти «галактикос». Черновая работа в один момент перестает быть ремеслом и становится искусством. К нему меняется отношение. То, чем вчера занимались гончары, сегодня занимаются художники. Грация и эстетика пропустили ремесло через себя.
Подъем Варана ни в коем случае не резок. Это была пробежка по винтовой лестнице, в которой защитник не пропустил ни ступеньки. Он просто бежал и не останавливался, будто это была лестница в небесное царство. А разве «Реал» – это не про звезды и небеса? Рафаэль Варан никогда не будет назван игроком матча во встрече, в которой Карим Бензема оформил дубль, Иско придумал фантастический пас в центр вратарской, а Кейлор Навас почти побил рекорд Икера Касильяса по количеству времени без пропущенных голов подряд. Но его уверенные движения были полны зрелости. Каждый пас – взмах кистью, которая является продолжением его самого. Уверенный взмах, без мандража, без фальши. Он не ошибется: всем можно, ему нельзя. Кисть – тыльная сторона картины, с которой начинается волшебство.
Оставить комментарий