Материал о таинственной карьере российского баскетболиста Андрея Кириленко в НБА. В обзоре драфта НБА за 1999 год можно прочитать короткий отзыв: «неизведанный актив». Под неизведанным активом имелся в виду 18-летний форвард московского ЦСКА Андрей Кириленко. Даже после 13 сезонов в НБА и почти 20-летней карьеры, которая может скоро завершиться, про него можно сказать то же самое. Кириленко — талантливый игрок, странный и единственный в своем роде; оценивать его как баскетболиста — все равно что всматриваться в зеркало на расстоянии.
Все, что мы узнавали о Кириленко, выглядело аномальным, особенно поначалу. Он немного опередил свое время, играя в эпоху перемен, как в НБА, так и в своей команде. Задрафтованный под 24-м номером в 1999 году Андрей стал частью Евро-лихорадки в поздних девяностых и в начале нулевых, когда последовательное появление Дирка Новицки, Пежи Стояковича и Владе Диваца заставило команды НБА рыскать по заокеанским лигам в поисках долговязых снайперов и разносторонних больших, таких как Фредерик Вайс, Мацей Лямпе и Николоз Цкитишвили.
Но, несмотря на европейскую направленность тех дней, приглашение игрока из России — главного противника США на протяжении полувека — выглядело странным. До Кириленко всего три русских игрока были выбраны на драфте НБА, но никто из них так и не сыграл ни одной игры (Александр Белов — звезда ленинградского «Спартака», забивший победный мяч в памятном финале Олимпиады 1972 года — был задрафтован под 161 номером в 10 раунде драфта 1975 года тогдашними джазменами из «Нового Орлеана»; в 1986 году «Атланта» выбрала Валерия Тихоненко под 157-м номером; в 1994 «Селтикс» выбрали Андрея Фетисова под 36 номером).
Между тем два столпа Юты Джон Стоктон и Карл Мэлоун стояли крепко, но недостаточно прочно, чтобы строить вокруг них команду. Динозавр старой школы Джерри Слоун придирался к любым мелочам, требуя неукоснительного выполнения установок в нападении и защитных построениях. Команде для развития была не то что нужна, а просто необходима свежая кровь. Более того, вся лига и ее образ с точки зрения зрителей, все еще менялись вместе с прогрессом аналитики игры. Новые идеи о важности роста, мобильности и взаимозаменяемости игроков все еще не были сформулированы до конца.
Андрей Кириленко попал именно в эту серую область между старым и новым. 6 футов 9 дюймов роста (206 см) и чуть больше 200 фунтов веса (91 кг), полупрозрачная кожа, короткие светлые волосы ежиком — он выглядел как фигурка человека, собранная из пачки питьевых соломинок. Казалось, Андрей разлетится вдребезги, защищая краску от атлетичных линкоров, наводнивших лигу в то время. Не обладая стабильным средним броском, он бегал и прыгал как олень, врубаясь в зону для данка или хитрой скидки на партнера. Его руки выглядели как оптический обман зрения из книги комиксов — они раздвигались как телескоп, блокируя бросок соперника или перехватывая в воздухе его пас. Он мог защищаться на любой из пяти позиций.
Подборки на Youtube обманчивы по определению. Нельзя получить представление о нескольких сезонах игрока за семь-восемь минут — это обычная реклама. Но в случае Кириленко, пожалуй, это единственный способ понять, каким же необычным игроком он был. Кириленко очень быстро (для новичка) стал набирать заметные по всем показателям цифры. В восьмой игре его первого сезона против «Мэджик» он набрал 13 очков, 8 подборов, 2 передачи, 2 перехвата и 4 блокшота за 25 минут. Через месяц против «Далласа» в его активе было 16 очков, 5 подборов, 6 перехватов и 3 блокшота. Фанаты «Джаз» снова обрели надежду на будущее во время мартовской игры против Детройта, когда Мэлоун свалился с простудой. АК-47 отыграл 44 минуты, за которые набрал 27 очков, собрал 9 подборов, выдал 1 передачу, сделал перехват и заблокировал 2 броска.
Мне кажется, что я, как и любой фанат НБА на четвертом десятке, впервые обратил внимание на Кириленко в сезоне 03/04. Эра дуэта Стоктон-Мэлоун закончилась весной-летом 2003 года, когда первый заявил о своем уходе, а второй пообещал титул для Лос-Анджелеса. Карлос Арройо поднялся с шести минут в среднем в прошлом сезоне до основного разыгрывающего. Самым заметным усилением Юты в межсезонье стал обмен Кеона Кларка (в данный момент отбывает восьмилетний тюремный срок) на пик второго раунда драфта. Катастрофа «Джаз» казалась неминуемой.
Вместо этого Кириленко взял «Джаз» на свои воробьиные плечи и выдал поистине волшебный сезон. Вот его показатели за сезон 03/04: 16,5 очка, 8 подборов, 3 передачи, 2 перехвата (четвертое место в лиге), 2,8 блокшота (третье место в лиге) и показатель эффективности игрока в 22,6 балла. В список игроков, кто за сезон получал в среднем больше 8 подборов, 3 передач, 2 перехватов и 2,5 блокшота, входят такие имена как Дэвид Робинсон, Хаким и Карим. Кириленко (вместе с Джошом Смитом в 2007 году) стал самым молодым игроком, добившимся таких показателей. В том сезоне он стал одним из лучших подстраховщиков лиги, терроризируя игроков блокшотами из слабой зоны и лишая их пространства для комбинаций благодаря росту и длине рук. Так же в том сезоне Кириленко единственный раз был участником Матча всех звезд, а «Джаз» закончили сезон с откровенно шокирующими 42-40. Он выглядел игроком, вокруг можно построить команду-претендента на титул. Он был скромным и безумно популярным среди фанатов «Джаз». Он стал Яннисом (и даже лучше его) еще до Янниса и без помощи подлиз из Интернета. В межсезонье «Джаз» подписали с Кириленко контракт на 86 млн с максимальным продлением на шесть лет.
Но с этого момента все стало разваливаться на части. Началось все с травм: колено, запястье, спина, боли и всевозможные растяжения. Он пропустил половину сезона-04/05 и до конца своей карьеры пропускал не меньше десяти игр за сезон. Затем проявились менее заметные, чем травмы, проблемы в эмоциональном плане: его игровое время сократилось, и темные чары брюзжания Слоана в стиле диктатор-в-шляпе-от-Джона Дира начали действовать. В первой игре первого раунда плей-офф 2007 года против Рокетс, в котором Андрей получил всего 16 минут, Кириленко прилюдно плакал на тренировке во время обсуждения своей роли в команде с репортерами, прохрипев: «Я хочу играть все 48 минут».
Слоун всегда был авторитарным м*даком, неуступчивым, как кремень, и все любили его за это. Но различия между тренером и игроком были не только в возрастном, но еще и в культурном плане. Вскоре после слезного интервью Андрея Маша Кириленко предложила «Джаз» нанять переводчика для улучшения взаимопонимания между тренером и игроком. Это было очень прогрессивное предложение, сегодня мы бы назвали его действием в стиле «шпор» — способ качественнее развивать своих игроков.
Но все же, когда его выпускали на площадку, парень оставался игроком, способным изменить ход игры своими действиями в защите, угрожая соперникам статистикой, больше подходившей на Фэнтези Лигу. Выступая за «Тимбервулвс» в 2012, он набирал в среднем 16 очков, 10 подборов, 6 передач, 1 перехват и 4 блокшота. В сезоне-13/14 за «Нетс» — 10 очков, 10 подборов, 3 передачи, 4 перехвата в выигранном матче против Лейкерс. За последние 20 лет он единственный, кроме Оладжувона, кто смог выдать несколько игр 5-по-5, когда игрок набирает не меньше 5 очков в 5 разных полезных для команды категориях.
Поздний Кириленко выглядел как идеальный игрок замены — много умеющий, играющий на разных позициях плеймейкер и защитник, способный вытащить подходящую команду на самый верх. Я все ждал, что его подпишут «шпоры». Вместо этого он, отказавшись от контракта на 10,2 млн с «Тимбервулвс», оказался в «Бруклине», баскетбольной версии «Неудержимых», согласившись на предложенные «Нетс» 6 млн за два года. Огромный список повреждений позволил ему принять участие всего в 52 матчах «регулярки» за два сезона в «Нетс». «Бруклин» выиграл 33 из них. В декабре прошлого года разорванный контракт Кириленко отправился на кладбище мусорных зарплат в «Филадельфии», и в следующие два месяца об игроке было почти ничего не слышно.
Оставить комментарий