Драйв, азарт, подъем — такими словами можно описать выступление сборной России по плаванию на чемпионате Европы, который завершился в Глазго. Наши спортсмены завоевали 26 наград — десять золотых, десять серебряных и шесть бронзовых — и стали сильнейшей командой на континенте. Даже у синхронисток, которые по традиции вне конкуренции и обеспечивают России высокие позиции в общем зачете турниров по водным видам спорта, «всего» восемь побед.
В личном рейтинге больше всего титулов собрала Юлия Ефимова — четыре «золота» и одно «серебро». Но трехкратная медалистка Игр и пятикратная чемпионка мира уже давно в центре внимания. А вот 18-летний Климент Колесников — это главная сенсация чемпионата Европы по плаванию. Колесников выиграл три золотых, две серебряных и одну бронзовую награды. На своих индивидуальных дистанциях он установил два рекорда мира — взрослый на 50 м на спине (24,00 секунды) и юниорский на стометровке (52,53).
Сам Климент никаким супергероем себя не считает. Еще бы: с детства его кумир — единственный в истории спорта 23-кратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс. У Колесникова же впереди только первая Олимпиада. О том, какой путь он проделал до взрослого мирового рекорда и что предстоит сделать перед Токио-2020, Колесников рассказал корреспонденту «РГ».
С твоим ростом 195 см в баскетбол играть. Почему плавание?
Климент Колесников: Баскетбол я тоже очень люблю. Это мое хобби. С удовольствием кидаю мяч с друзьями в свободное время. Но папа в молодости занимался плаванием. Так что, когда мне было два года, он привел меня в бассейн спорткомплекса «Олимпийский». В шесть лет я перешел к Дмитрию Геннадьевичу Лазареву, у которого тренируюсь и по сей день. Помню, что он меня спросил, кем я хочу стать. Я ответил, олимпийским чемпионом. Не думаю, что тогда это было осознанное желание. Просто детские мечты. Плюс атмосфера «Олимпийского» повлияла. Но со временем пришло понимание того, что действительно хочу связать свою жизнь с плаванием. Наверное, это случилось на соревнованиях «Веселый дельфин» в 2014 году. Тогда установил рекорды турнира на двух дистанциях. Я понял, что могу чего-то достичь, могу работать над собой, получать результат. И с тех пор потихоньку, маленькими шажочками иду к своей цели — выиграть олимпийское «золото».
На детских и юношеских соревнованиях победителей часто награждают известные пловцы, при этом они дают наставления. У тебя такой эпизод был?
Климент Колесников: Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов награждал меня после победы на его турнире. Сказал, что я большой молодец, но тут же добавил: не теряй голову.
Сейчас этот совет тоже очень кстати. После чемпионата Европы тебя называют лидером сборной России, новой звездой мирового плавания. Как себя чувствуешь в этой роли?
Климент Колесников: Если честно, пока не вижу, отчего могу потерять голову. Я пока не какой-то крутой спортсмен, супермен, которому нет равных. «Звездиться» нет смысла. Да, я показал хорошие результаты. Но нельзя на этом останавливаться, прогресс должен быть постоянно. Я прекрасно понимаю, что сейчас нужно работать еще больше.
Наверное, неудача на 200 м на спине укрепила тебя в этих мыслях? В предварительном заплыве ты показал третье время среди россиян и не попал в полуфинал из-за квоты в два участника. Обидно было?
Климент Колесников: В Глазго я все реализовал, чуть-чуть не хватило только на 200 м на спине. Но я допустил персональную тактическую ошибку. Я не видел Гришу Тарасевича, который плыл рядом. Не посчитал нужным ускориться на последних 50 метрах. Расстроился, что не смог побороться за медали, но сделал выводы. Надеюсь, такое больше не повторится. Все-таки это явная ошибка. К тому же на таком важном старте.
А что скажешь о серьезном соперничестве внутри сборной? Оно не напрягает?
Климент Колесников: Правило, что третий представитель от одной страны не проходит в следующую стадию соревнований, очень жесткое. Ведь все российские спинисты — Женя Рылов, Гриша Тарасевич, я — входим в тройку европейского рейтинга. Но таков регламент. Приходится работать на полную уже в квалификационных заплывах. Но у меня это вызывает еще больше интереса, мотивации, чтобы плыть быстрее. Соперники всегда есть и будут, и их нужно уважать. Все тренируются, все хотят победить. В любой момент, когда ты слегка расслабишься, кто-то может вырваться вперед. Это меня подстегивает, помогает оставаться бдительным, не сбрасывать обороты.
После твоих успехов более именитые соперники стали относиться к тебе по-другому?
Климент Колесников: После Кубка Сальникова, когда я установил рекорд мира на 100 м на спине на короткой воде (48,90 секунды), меня в соцсетях поздравил трехкратный олимпийский чемпион из США Райан Мерфи. Мне очень нравится его техника. С ребятами моего возраста, например, Кристофом Милаком из Венгрии, который стал чемпионом Европы на 200 м баттерфляем, тоже общаемся, переписываемся. Внимания много, но я не придаю этому большого значения. Приятно, когда узнают, пишут поздравления. Но зацикливаться на этом нельзя.
Ты уже не раз говорил в интервью, что твой кумир Майкл Фелпс. В чем ты хочешь быть на него похожим?
Климент Колесников: Майкл Фелпс был моим кумиром с детства, потому что он единственный пловец, который смог выиграть столько олимпийских медалей. Но конкретного примера для подражания в плавании у меня нет. Я за всеми слежу, просматриваю заплывы, изучаю технику. От каждого беру по чуть-чуть и сам много работаю.
Климент Колесников: Родители — залог успеха спортсмена, особенно в детстве
Ты дисциплинированный и трудолюбивый, но совсем еще молодой парень. Неужели ни разу не хотелось пропустить тренировку?
Климент Колесников: Бывает, что ленюсь. Сказываются недосыпы, усталость накапливается, выбиваешься из сил. Но понимаешь, что это нужно. Есть цель, к ней нужно идти. Тогда особой проблемы встать рано утром нет. Ты просыпаешься, идешь и отрабатываешь на тренировке на 100 процентов. А так я обычный парень. Провожу время с друзьями, в прошлом сентябре у меня появилась девушка, ходим в кино, гуляем. Конечно, спорт занимает большую часть жизни, но если правильно распределить время и расставить приоритеты, то все можно сочетать.
А кто всем этим планированием занимается?
Климент Колесников: Мой папа. Он даже специально профильный институт окончил, чтобы мне помогать. Он может поучаствовать в обсуждении с тренером, подсказать что-то со стороны. Папа составил мне режим питания. Это не строгая диета. Нужно съедать 300 граммов мяса в день, а фастфуд, сладкое, газированную воду — исключить. Причем с каждым годом это правило становится все строже. Организм взрослеет, нарушения режима бесследно не проходят. Папа выбрал мне рацион. А мама готовит. Я бы сказал, что родители — залог успеха спортсмена. Особенно в детстве.
Что еще нужно, чтобы у шестилетнего мальчика исполнилась мечта и он стал олимпийским чемпионом?
Климент Колесников: Слагаемых много. Это работа тренера. Персональная работоспособность. В какой-то степени талант. Я знаю, что ученые пытаются найти формулу для вычисления генетической предрасположенности человека к определенным занятиям. Это один из пунктов. Главное — отношение к делу и цель. На долгом пути к ней ты ставишь микроцели, по ступенькам взбираешься все выше и выше.
Для многих спортсменов важен ритуал перед стартом или талисман. У тебя он есть?
Климент Колесников: Я вообще не суеверный. Но талисман у меня есть. С «Веселого дельфина» я выхожу на старт в одних и тех же носках. Нога у меня выросла, но они еще налезают.
Оставить комментарий