2014 год, Бахрейн, предсезонные тесты…«Феррари» в очередной раз закончила предсезонку в числе лучших. Казалось бы: отличная машина, неплохая силовая установка – хотя преимущество «Мерседеса» уже тогда бросалось в глаза, но большинство экспертов не придавали данному факту серьезного значения, ведь это «всего лишь тесты», – зубодробительный тандем гонщиков-чемпионов Алонсо-Райкконен. Фернандо идет за долгожданным третьим титулом, а команда готовится завоевать Кубок конструкторов?
Реальность же обернулась катастрофой: ни одной победы, всего два попадания на подиум за весь сезон – спасибо Фернандо Алонсо, в очередной раз оправдавшему звание «бога на ведре», а то все могло бы закончиться даже хуже – и нокаутирующее четвертое место в Кубке конструкторов… Пора бросать на ринг полотенце? Показатели ускорения свободного падения достигли своего пика и Скудерия, в виду благоприятных условий нового технического регламента, несется навстречу званию середняка. Дно, в полном, всеобъемлющем смысле этого слова, достигнуто.
В текущей на тот момент картине было сложно разглядеть одно, как потом оказалось, поворотное событие – а именно: назначение на пост технического директора Джеймса Эллисона, покинувшего тонущий корабль «Лотус». Лука ди Монтеземоло в очередной раз потерпел поражение в попытке заманить в Маранелло великого и ужасного Эдриана Ньюи и в итоге довольствовался вариантом номер два. Да, британец не мог исправить творившееся с «Феррари» на трассе безобразие – да и не смог бы, при всем желании, – однако, засучив рукава, сразу принялся трудиться над проектом-2015, который должен был помочь Скудерии вернуть былое величие – ну, или, по крайней мере, воскресить из небытия тени прошлого.
Забегая вперед, Джеймса можно поздравить – болид образца 2015 года, SF-15T, получился отличным и заслуживает, учитывая разительную разницу с техникой в ужасающем 2014-м году, самых сочных эпитетов. Тем не менее, основополагающим фактором перерождения «Феррари», которое мы с вами наблюдаем в данный момент, стали в большей степени другие перестановки…
Смена власти
Это назревало. Это ожидалось. Но случившееся 14 апреля 2014 года все равно бабахнуло в лучших традициях голливудских боевиков: Стефано Доменикали был отправлен в отставку. Миллионы болельщиков «Феррари» по всему миру встретили данное решение вышестоящего начальства с ликованием (прости, Стефано, но ты конкретно достал!). Пропитавшись остаточной радиацией от прогремевшего взрыва, тиффози затаили дыхание, ожидая, что их самые сокровенные молитвы и желания будут услышаны – конечно, вы и сами знаете, что каждый «красный» желал возвращения на руководящий мостик Скудерии Росса Брауна. Однако реальность подкинула фанатам новое испытание – Марко Маттиаччи.
«Кто это?! Откуда вы вытащили этого парня? Мы хотим Росса!» – эмоции фанов были понятны. Когда человека, лучшим достижением которого был астрономический рост продаж дорожных автомобилей «Феррари» в США, ставят руководить гоночной командой «Формулы-1» – это смотрится как бред и провокация, априори.
Тем не менее, у меня язык не повернется сказать, что Марко не справился со своей задачей. Стабилизировать ситуацию в команде – выполнено. Осадить/успокоить/подбодрить (нужное подчеркнуть) гонщиков – выполнено. А вот дальше начались проблемы… Ходят слухи, что причиной скоропостижного ухода Маттиаччи с совсем недавно занятого поста стал разрыв отношений с многолетней примой Скудерии Фернандо Алонсо – испанец не потерпел «тоталитарного» обращения со своей драгоценной персоной во время переговоров, громко хлопнул дверью и убежал обратно в «Макларен» – надеялся Фернандо, понятное дело, подобедать в «Мерседесе»… не вышло, но это совсем другая история. С другой стороны, Маттиаччи просто нельзя не занести в колоссальный актив невероятно оперативно проведенные переговоры с Себастьяном Феттелем, который в конечном итоге решил раньше времени бросить насиженное в «Ред Булл» гнездо и отправился в Италию на поиску приключений то, в свою очередь, запустило цепную реакцию в стане австрийского коллектива.
Сезон-2014 постепенно катился к своему завершению, пилоты «Мерседеса» развлекали общественность сражением за титул, позади них упорно бодались «Ред Булл» и «Уильямс», а великая и ужасная «Феррари» угрюмо копошилась на четвертом месте в общем зачете – и то, в основном благодаря стараниям опального Алонсо. Тем не менее, в Скудерии смотрели в будущее с оптимизмом: Эллисон на следующий год смастерит вменяемую машину, пилотировать ее будут четырехкратный чемпион по «укрощению самовозок» в супер-тяжелом весе Себастьян Феттель и его друг Кими Райкконен. Но тут случилось поистине эпохальное событие – боссам «Фиата», неожиданно обратившим внимание на «Формулу-1», крайне не понравилось текущее положение дел, и, легким движением руки, они решили превратить брюки в элегантные шорты, а Луку ди Монтеземоло освободить от обязанностей президента «Феррари», заменив одного из главных динозавров «Королевских гонок» на… да-да, Серджио Маркионне, по совместительству председателя совета директоров «Фиата». Признаюсь честно, лично мне данная перестановка – по крайне мере, поначалу, – показалась крайне сомнительной. Создавалось ощущение, что «большие дяди» хотят показать, кто тут хозяин, а результаты в краткосрочной перспективе для них вторичны, если не хуже.
Однако на деле все получилось совсем не так – точнее даже сказать с точностью наоборот. Будем честны, «Серый Кардинал» Лука в последние годы принимал слишком уж активное участие в деятельности гоночной команды «Феррари», параллельно всеми силами стараясь угодить все тем же боссам «Фиата» за счет установления новых рекордов продаж дорожных автомобилей знаменитого бренда. А, как известно, попытка усидеть на двух стульях одновременно обычно ничем хорошим не заканчивается – по крайней мере, данный случай, по всей видимости, исключением не стал.
Вслед за Лукой восвояси отправился и Марко Маттиаччи – что вызвало по-настоящему сильное удивление, – однако, если учесть смену вышестоящего начальства, сейчас, по прошествии определенного количества времени и, принимая во внимание все переменные, удивляться такому решению не приходится. Важно было другое – кого Серджио Маркионне, прибравший к рукам (ну или к другим частям тела) кресло президента «Феррари», поставит руководить гоночной командой. И тут Серджио стоит отдать должное – опытный босс поистине попал в яблочко.
Дон Маурицио. Почему босс «Феррари» – новый герой «Формулы-1»
Маурицио Арривабене моментально ухватил все ключевые нити управления Скудерией, продемонстрировал навыки управления гоночной командой, хотя ранее подобного опыта у него не было. С другой стороны, одно из главных требований к людям, занимающим руководящие должности, заключается в умении перенимать удачные решения у конкурентов, применяя их к своим проектам. Сейчас в «Феррари» просматривается такое же распределение ролей, что и в побеждающем пока «Мерседесе». Арривабене взял на себя роль, примерно аналогичную той, которую в немецкой конюшне исполняет Тото Вольфф, в то время как все технические вопросы отданы на откуп Джеймсу Эллисону – его прототипом является Падди Лоу.
Руководителю очень важно, как он будет позиционировать себя относительно своей команды и соперников. В этом Арривабене, более десяти лет представлявшему интересы крупнейшего спонсора «Формулы-1» компании «Филлип Моррис», практически нет равных. Об имидже Маурицио мы уже говорили – дон Карлеоне отдыхает, – а вот что сам итальянец говорит о том, как он видит роль «Феррари» «Королевских гонках»:
«Я признаю успехи наших конкурентов в лице «Мерседеса», которые в данный момент лидируют в чемпионате. Я в полной мере уважаю успехи, которых они достигли в прошлом году, однако я также думаю, что чемпионский титул нельзя назвать поистине ценным, если он не завоеван в прямом сражении с «Феррари».
Арривабене также прекрасно понимает свою роль как руководителя и не стремится вникать в работу над техническими характеристиками болида. Все просто: наймите профессионалов и дайте им выполнять свою работу. Маурицио строго придерживается этого правила:
«Не нужно быть инженером, чтобы руководить гоночной командой. За те 25 лет, что я проработал в «Формуле-1», я видел многих руководителей команд, которые не были инженерами – и при этом их команды побеждали, выигрывали титулы. Мне кажется, самое важное – помогать людям двигаться в правильном направлении. Это направление имеет стратегическое значение. Это позволяет людям опираться на их опыт. Нужно позволять им максимально эффективно выполнять свою работу. В первую очередь ты должен быть менеджером».
Не знаю, как вам, а мне Маурицио очень и очень сильно напоминает другую легендарную личность, под чьим руководством «Ферарри» не так и давно добилась оглушительных успехов – как вы уже догадались, речь идет о Жане Тодте. Пока Арривабене абсолютно все делает правильно, а еще пугает соперников брутальным видом…
Наш ответ Падди и компании
Возрождению аки птица Феникс из пепла Скудерия обязана Джеймсу Эллисону, и в этом не может быть никаких сомнений. Хотя сам британец, говоря о собственном вкладе в создание SF15-T, отчаянно скромничает, отмечая, что сам он почти ничего не сделал, а лишь направлял мысли и стремления талантливых инженеров «Феррари» (тут, надо полагать, Джеймс в первую очередь говорит о своем протеже Симоне Ресте) в нужное русло. Что сказать, если это на самом деле так, то нужно отметить, что у Эллисона невероятно здорово получается роль наставника для талантливой молодежи.
Тем не менее, не Джеймсом единым. Ходят слухи – хоть и неподтвержденные, – что к созданию SF15-T приложил руку сам Рори Берн. Легендарный южноафриканец, вылечившись от рака, решил вернуться к активной деятельности и воссоздать времена, когда Михаэль Шумахер, управляя его творениями, разрывал соперников на трассе, не прилагая к этому особенных усилий. Получится ли у Себастьяна Феттеля повторить путь своего кумира – это пока вопрос без ответа.
Техническая революция
В сезоне-2014 главной проблемой «Феррари» была катастрофическая работа силовой установки. Агрегат за авторством Томбасиса и Марморини был маленьким – на чрезвычайной компактности, по словам сотрудников «Феррари», настаивал именно Томбасис, – слабым и неэффективным. Николас сотоварищи, вроде бы, пытались сэкономить место ради улучшения работы систем охлаждения, однако в итоге потерпели полнейшее фиаско. Одной из главных проблем было то, что система ERS не могла достаточно хорошо заряжаться на торможениях, и, как следствие, болиды страдали от нехватки скорости.
Стоит отдать новому техническому штабу «Феррари» должное – на место Томбасиса, Пэта Фрая и Луки Марморини были приглашены инженеры, ранее работавшие не где-нибудь, а в стане главных конкурентов, то бишь в «Мерседесе». Также в «Феррари» смогли разработать наиболее эффективную систему охлаждения, благодаря которой, в том числе, была одержана победа на Гран-при Малайзии. Как рассказал Джеймс Эллисон, за счет данного фактора на Гран-при Малайзии Скудерии удалось не только сберечь двигатели, но и более эффективно работать с шинами и улучшить показатели прижимной силы.
Следующим изменением, на которое стоит обратить внимание, является заметное улучшение поведения болида в скоростных поворотах. В прошлом году болиды «Феррари» на выходе из корнеров страдали от сильной пробуксовки колес – что не только негативно сказывалось на скорости выхода из поворотов, но и приводило к повышенному износу шин и нестабильному поведению машины. Стремясь решить данную проблему, в «Феррари» разработали «умную» систему передней и задней подвески, призванную обуздать «сумасшедшие» показатели крутящего момента и улучшить сцепление с трассой. Приятным бонусом стала более бережная работа болида с шинами.
Новая передняя подвеска, в свою очередь, позволяет не перегревать шины и чаще попадать в оптимальное рабочее температурное окно – именно данный фактор Джеймс Эллисонм называет главным в победе на Гран-при Малайзии.
Не стоит забывать и о вкладе новоприбывшего в Маранелло Себастьяна Феттеля – немец, впервые ознакомившись с принципами работы Скудерии, по слухам, пришел в ужас и тут же потребовал пригласить нескольких инженеров для повышения эффективности данных с симулятора. Осталось, чтобы Себ и на трассе выступал на пределе своих возможностей.
Что дальше?
Британская и немецкая пресса трубит о скором начале Апокалипсиса прорыве «Феррари» – Sky Sports сообщает, что массивный пакет обновлений двигателя, на разработку которого в итальянской команде потратят пять «жетонов» – половину из доступных Скудерии, – позволят коллективу из Маранелло увеличить мощность двигателя сразу на 20-30 лошадиных сил. Британцы говорят, что обновление будет введено в эксплуатацию на Гран-при Канады, немцы – что уже через почти две недели, в Барселоне.
Учитывая текущую расстановку сил, это должно позволить «Феррари» до минимума сократить отставание от «Мерседеса» – хотя в поворотах у «серебряных стрел» по-прежнему есть некоторое преимущество. Однако чрезвычайно бережное обращение с шинами может позволить «Феррари» основательно испортить жизнь немцам на дистанции гонки, а также более оперативно расправляться с «остальными» конкурентами, если пилоты итальянской команды вдруг застрянут за ними в какой-то момент Гран-при. За примерами далеко ходить не надо: всего две недели назад Феттель ничего не смог сделать с Боттасом именно из-за недостаточно высокой скорости на выходе из поворотов, хотя на «чистой трассе», догоняя финна, был значительно быстрее.
Подливает масла в огонь конкуренции и то, что Льюис Хэмилтон до сих пор не подписал новый контракт с «Мерседесом» – в то время как текущее соглашение истекает в конце нынешнего сезона. Учитывая, что в «Феррари» в аналогичной ситуации находится Кими Райкконен, возможность переманить у главных конкурентов приму выглядит для боссов «Феррари» крайне соблазнительной – хоть недавно в прессе и проскакивали сообщения о том, что Серджио Маркионне и Дитер Цетше все тихо-мирно решили и Скудерия не будет пытаться «утащить» у прямых конкурентов лучшего гонщика.
Хотя, казалось бы, с какой стати?! По большому счету, забегая немного вперед и чуть-чуть придаваясь фантазиям, для «Мерседеса» это стало бы ударом ниже пояса – просто потому, что Льюиса откровенно некем менять. Ну, разве что дождется своего звездного часа Алонсо. Верится с трудом? Все закончится чинно и мирно: Хэмилтон останется в «Мерседесе» и продолжит мучить Росберга, а Кими погоняет за «Феррари» еще год-другой, а затем сдаст пост преемнику финского наследия в лице Боттаса?
Хочется огня. Представьте Алонсо за рулем «Мерседеса», проигрывающего титул Феттелю или Хэмилтону на «Феррари»? Или наоборот? В любом случае, спектакль обеспечен. Хотя я все равно надеюсь, что Кими закончит кушать мороженку, соберется с мыслями, и покажет – кто здесь настоящий чемпион. Уже в этом сезоне. Фантастика? Это «Формула-1», здесь нет ничего невозможного.
Оставить комментарий