Недавний товарищеский (вернее «контрольный») матч сборных России и Германии на один вечер вернул нас в те времена, когда 80% игр национальных команд было невозможно смотреть. Квалификации чемпионатов мира и Европы в значительной степени состоят из муторного добывания очков у разнообразных македоний, лихтенштейнов и люксембургов, а товарищеским встречам не хватает турнирного огня. Из интересного остаются только редкие битвы лидеров отборочных групп, стыковые матчи за право сыграть на Евро или чемпионате мира да сами финальные стадии крупных турниров (хотя и там скучных игр хватает).
Новинка этой осени Лига наций стала еще одним соревнованием, которое может порадовать чем-то действительно ярким. Вопросы к изобретению УЕФА остаются, но хорошего в новом турнире явно больше.
Сильные играют с сильными, слабые — со слабыми
Подсмотренная у хоккеистов идея — разбить все европейские сборные на несколько дивизионов — оправдала себя целиком и полностью. Благодаря ей с сентября по ноябрь мы наслаждались серией матчей уровня четвертьфинала – полуфинала мундиаля. Испанцы громили хорватов дома, те отвечали им красивой победой в Загребе, швейцарцы показывали чудеса воли в решающем матче против бельгийцев, немцы продолжали сенсационную серию неудач, а похороненное было голландское поколение внезапно выигрывало свою группу смерти. Разочаровала только сборная Исландии, которая сдалась бельгийцам и швейцарцам почти без боя, с одним забитым голом в четырех матчах.
В остальных дивизионах откровенных неудачников тоже было немного. В эшелоне В с нулем финишировала только команда Северной Ирландии, в С – литовцы, а в D – представители Сан-Марино. Даже ребята из Гибралтара ухитрились выдать две победы подряд.
Разделение команд на категории местами выглядело не очень справедливым (четвертьфиналисты мирового первенство россияне и шведы могли бы рассчитывать и на высший дивизион), но в целом оправдало себя.
Один из главных недостатков отборочных турниров чемпионата мира и Европы – растянутость во времени. 10 матчей размазаны на два сезона, все происходит медленно и печально. Интерес к такому зрелищу сохранить сложно. В Лиге наций игр было ненамного меньше – в низших дивизионах команды провели по 6 встреч, но все уложилось в 2,5 месяца. По интенсивности это даже круче, чем групповой этап Лиги чемпионов.
В итоге даже после завершения первого этапа турнира эмоции от первых матчей и первых сенсаций остались яркими. Вы же не забыли, как испанцы выиграли у англичан на «Уэмбли» в сентябре? Или как голландцы разнесли немцев в октябре?
Зрительский интерес
Публику сложно заманить на стадион матчами без турнирной интриги. Товарищеские матчи традиционно собирают весьма скромную зрительскую аудиторию даже в самых футбольных странах. За ходом недавней встречи сборных Италии и Украины в Генуе наблюдали всего 12 тысяч зрителей. Матч Испания – Босния и Герцеговина собрал 17 тысяч в Лас-Пальмасе. У англичан тоже проседает посещаемость на не самых интересных матчах национальной команды. К примеру, на матч квалификации чемпионата мира-2018 против словаков на «Уэмбли» пришли 67 тысяч болельщиков. Для Лондона это почти провал.
В Лиге наций и с посещаемостью, и с интригой было все в порядке. Итальянцы на игре против поляков собрали 24 тысячи на 38-тысячной арене в Болонье, их встречу с португальцами на «Сан-Сиро» посетили 73 тысячи зрителей.
Испанцы собрали 27 тысяч в Эльче на матче против хорватов и 50 тысяч на игре против англичан в Севилье. Англичане были близки к аншлагам на обоих матчах Лиги наций на «Уэмбли». На игру с испанцами пришла 81 тысяча болельщиков, а встречу с хорватами посетили 78 тысяч зрителей.У россиян с посещаемостью тоже все было в порядке: почти 32 тысячи на матче против шведов в Калининграде и 38 тысяч на игре против сборной Турции в Сочи.
Все самое яркое в Лиге наций еще впереди. Нас ждет плей-офф в каждом из четырех дивизионов, причем элитные команды уже этим летом проведут самую настоящую «финальную пульку». Сборные Англии, Португалии, Нидерландов и Швейцарии в июне встретятся в португальских Порту и Гимарайнше и сыграют два полуфинала, матч за третье место и финал. Мы получим еще один яркий турнир в дополнение к чемпионатам Европы и мира.
Запутанная схема
Есть у Лиги наций и минусы. Самый очевидный из них – это система розыгрыша. Для того чтобы сходу разобраться в ней, нужно как минимум быть магистром «Что? Где? Когда?» С групповым раундом и плей-офф дивизиона А все понятно, но дальше начинается темный лес.
Новый турнир сильно зависит от результатов квалификации Евро-2020. Весной 2020 года среди участников Лиги наций будут разыграны последние четыре путевки на чемпионат Европы – по одной на каждый из дивизионов. До сих пор не до конца ясно, каким образом будет проходить этот розыгрыш.
Велика вероятность, что подавляющее большинство сборных из эшелона А попадут на Евро по итогам обычной квалификации. Как будет выглядеть плей-офф, если без билетов на чемпионат останутся только две или три команды из элитной группы? В таком случае по регламенту пропуск в «стыки» должен перейти в дивизион «B», но какой смысл одной из лучших команд второго эшелона биться за путевку с более сильными соперниками, если ее можно разыграть в собственных стыках?
К примеру – сборная Боснии и Герцеговины финишировала первой в группе B3. С кем она будет играть в стыках, если подавляющее большинство команд эшелона А добудут прямые путевки на Евро? Поднимется наверх и сразится с условными Исландией, Польшей и Италией? Или все-таки останется в собственных стыках, а на битву с более сильными соперниками отправятся австрийцы, которые финишировали вторыми в той же группе B3? Все слишком сложно.
Сильно смущает тот факт, что по итогам Лиги наций гарантированную путевку на чемпионат Европы получат команды из эшелонов C и D. В самом низшем дивизионе права сыграть в плей-офф, например, добились команды Грузии, Белоруссии, Македонии. Откровенно говоря, ни одна из них не выглядит коллективом, который мог бы украсить первенство континента.
Оставить комментарий