А вот в этот раз вышло именно так: в 13-й тур эти команды входили второй и четвёртой. Новому статусу матч соответствовал и содержанием, и сюжетом, и результатом (2:2). По сумме впечатлений стало ясно главное: оба соперника нацелены на самые высокие места. А это значит, что судьбу кампании за места в Лиге чемпионов нынче во многом определят события на южном фронте.
Таких претензий даже от «Краснодара» не очень ждали (учитывая кадровые перемены весны и лета). А уж со стороны «Ростова» они стали полным сюрпризом. Кажется, пришла пора разобраться в природе внезапного явления этой пары. И отыскать общие черты, которые способны стать объяснением.
Чёткие акценты
С первого взгляда может показаться, что это команды совершенно разные. Действительно, их генеральные линии не совпадают, но в данном случае гораздо важнее сам факт наличия ясных игровых принципов. В ряду маловыразительных команд, которыми наполнена наша лига, эти двое выделяются полным пониманием того, как именно, на каких своих козырях следует идти к цели.
О том, что «Краснодар» – это гимн атаке, известно давно. А вот «Ростов» как гимн обороне – явление относительно новое. Тем не менее, если вынести за скобки стандарты, которые являются искусством самостоятельным, и учитывать только голы с игры, окажется, что именно эта пара – лучшая в лиге.
«Краснодар» забил с игры 18 голов (из суммарных 22-х) – ближайший из конкурентов, ЦСКА, на три меньше (15).
«Ростов» пропустил с игры 2 гола (из суммарных 8-ми) – ближайшие из конкурентов, ЦСКА и «Оренбург», по 4. Причём показатель ростовчан определённо заслуживает того, чтобы обратить на него особое внимание. Два пропущенных мяча в 13-ти матчах – это супернадёжность. Получается, что кроме стандартов эту крепость по большому счёту ничем и не взять.
Узкая обойма
Выразительность игрового лица в обоих случаях определённо связана с постоянством состава. Стартовое сочетание каждой из команд имеет ясность, близкую к стопроцентной. Коррективы вносят разве что дисквалификации (в том числе внеигровые, как в случае с Мамаевым).
Вот характерный пример: пятёрка защитников «Ростова» ни разу (!) не поменялась за 12 стартовых туров, а первая перемена случилась только в 13-м туре в связи с удалением Скопинцева. Кажется, это единственный такой случай во всей лиге, и он очень доходчиво объясняет качество обороны команды. Поскольку «Краснодар» участвует в еврокубках, у него ротация чуть больше, но в любом случае основную нагрузку несёт узкая обойма игроков, которые взаимодействуют уже на уровне инстинктов.
Доказать то, насколько важна такая стабильность, можно и от противного. Не секрет, что нынешние разочарования «Спартака» сопряжены с тем, что команда ни разу не вышла дважды подряд в одном и том же составе.
Золотой возраст
Занятно, что составы «Краснодара» и «Ростова» имеют почти одинаковый средний возраст – 27,8 и 27,7 соответственно. (Стоит заметить, что вплотную к ним по этому показателю находятся «Зенит» и «Локомотив» – и именно эта четвёрка возглавляет сейчас таблицу чемпионата.)
Гармонично сочетать в составе игроков разных возрастных групп – это отдельное тренерское умение, и в данной паре оно налицо. В обеих командах присутствуют и «старики», и «молодёжь», а ведущей силой является прослойка игроков золотого футбольного возраста, от 24 до 29 лет.
Любые крайности в этой части чреваты. Допустим, в ЦСКА или «Спартаке» нынче много дебютантов – стоит ли удивляться, что обе команды лишены стабильности? А самой возрастной командой лиги является «Енисей» – так ли уж неожиданно то, что он идёт последним?
Тренерский биоритм
Между Валерием Карпиным и Мурадом Мусаевым мало общего, можно даже сказать больше: их биографии олицетворяют полные противоположности. За исключением разве что одной мелочи: каждый из них зашёл в свою нынешнюю команду в прошлом сезоне.
Вот этот биоритм: в первом сезоне осмотреться, а во втором дать результат – вообще довольно распространён в тренерской популяции. Из самых ярких примеров прошлого можно вспомнить Валерия Газзаева (Владикавказ 1994–1995, ЦСКА 2002–2003), Дика Адвоката («Зенит» 2006–2007), Андре Виллаш-Боаша («Зенит» 2013/14–2014/15), Курбана Бердыева («Ростов» 2014/15–2015/16), Юрия Сёмина («Локомотив» 2016/17–2017/18). И вот теперь в один ряд с корифеями готовы встать Карпин с Мусаевым.
Что важно, оба не стали ломать то, что было сделано в клубах до них, а продолжили избранную ранее линию, просто в соответствии с собственным пониманием предмета. Потому, наверное, для взаимной адаптации с командой каждому из них хватило короткого срока: в прошлом сезоне Карпин провёл 10 туров, а Мусаев и вовсе лишь 6.
Энергия трибун
Трудно утверждать, что тут причина, а что следствие, однако не заметить этого невозможно: за «Ростов» с «Краснодаром» нынче очень хорошо болеют (средняя посещаемость – 26,4 и 22,2 тысячи соответственно). По количеству собранного на трибунах народа выше этой пары только «Спартак» с «Зенитом», которые никак не разберутся, кого из них больше любит страна. Чтобы иметь посещаемость, близкую к кумирам нации, надо очень постараться, и у южной пары это получается даже лучше, чем у «Локомотива» с ЦСКА – наших представителей в главном турнире Европы.
Так что по крайней мере в одном критерии самым высоким стандартам «Краснодар» с «Ростовом» уже отвечают. И, по всему похоже, зону соответствия намерены расширить. Доберутся они в итоге до Лиги чемпионов или нет, покажет время, но то, что постараются пройти этой дорогой максимально далеко, понятно уже сегодня.
Оставить комментарий