Протестные явления после смерти 46-летнего темнокожего американца Джорджа Флойда от рук полиции набирают обороты. Свою позицию выражают все больше и больше спортсменов по всему миру не только в соцсетях, но и во время соревнований и тренировок. Но если обычно политические акции такого рода порицаются спортивными функционерами, то сейчас большинство организаций и федераций объявили, что не будут наказывать за них атлетов. Большинство, но не все.Первой в неловкой ситуации оказалась Немецкая футбольная лига (DFB), уже возобновившая турниры. Игроки бундеслиги получили возможность протестовать и высказывать свои взгляды на поле, и многие из них не смогли проигнорировать главную мировую тему, постепенно затмевающую собой пандемию: убийство 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда полицейскими и нарастающие после него протесты.
Игрок дортмундской «Боруссии» Джейдон Санчо после забитого мяча продемонстрировал нижнюю футболку с надписью «Правосудие для Флойда» и получил за это желтую карточку за неспортивное поведение. То ли судья наказал его за снятую футболку, хотя он всего лишь ее приподнял, то ли за демонстрацию политических лозунгов, что запрещено регламентом. Точно такую же надпись показал и его партнер по команде Ашраф Хакими.
Американский игрок «Шальке-04» Уэстон Маккени вышел на поле в специальной повязке с соответствующей теме надписью, но судья попросил ее снять. Француз Маркус отпраздновал гол позой Каперника (игрок НФЛ Колин Каперник, становясь на одно колено во время исполнения национального гимна США, протестовал еще в 2016 году, после чего стал личность почти легендарной, при этом ни одна команда НФЛ не захотела с тех пор подписывать с ним контракт).
На всех этих игроков Немецкая футбольная лига могла бы навесить дополнительные санкции за запрещенные политические выступления.
В таком наказании можно было разглядеть политику двойных стандартов. Например, матчи Лиги чемпионов регулярно проходят под девизом «Нет расизму». Повязки с такой надписью носят капитаны выступающих команд, антирасистские баннеры регулярно «бегут» по бортам, а УЕФА тесно сотрудничает с FARE -(организацией, борющейся с проявлениями расизма и ксенофобии на трибунах. Почему же игрокам нельзя высказывать подобные мысли?
В Немецкой футбольной лиге были последовательны. Во-первых, к моменту заседания на тему политической позиции футболистов высказались ФИФА и УЕФА. Международная федерация футбола призвала всех иметь «здравый смысл». «Мы понимаем глубину чувств и опасений, которые выражают многие футболисты в связи с трагическими обстоятельствами дела Джорджа Флойда», — говорится в тексте от ФИФА. А глава организации Джанни Инфантино и вовсе сказал, что такие футболисты заслуживают аплодисментов, а не наказаний.
Президент УЕФА Александер Чеферин сказал, что «футбол — это спорт, который поощряет терпимость и справедливость, а это те же самые ценности, которые поддерживают люди, проявляющие солидарность с Джорджем Флойдом». И по словам Чеферина, если игрок на наших соревнованиях захотел донести свое отношение к проблеме неравенства, то это должно восприниматься в соответствии с позицией нулевой терпимости УЕФА к расизму.
А во-вторых, DFB уже отказывалась от санкций в прошлом, когда, например, в 2014 году не стали наказывать Энтони Уджу (тогда играл в «Кельне») за футболку с надписью «Я не могу дышать» (последние слова афроамериканца Эрика Гарнера погибшего в 2014 году после удушающего приема полицейского при захвате).
В итоге, отменили и «горчичник» Санчо, как отмечается в релизе, «поскольку игрок лишь приподнял футболку, а не снимал ее», а также не стали наказывать дополнительно ни Джейдона, ни всех остальных.
В Англии чемпионат еще не возобновился, но «Ливерпуль» всей командой сфотографировался в позе Каперника на тренировке в центральном круге (с соблюдением социальной дистанции, кстати). И тут же Федерация футбола Англии сообщает, что будет «со здравым смыслом подходить к своим решениям» по поводу демонстрации игроками политических лозунгов и будет «учитывать контекст сообщений, даже если они нарушают регламент, запрещающий любые политические, религиозные или личные лозунги, заявления или изображения».
Впрочем, в той же Германии, например, существует и другой взгляд на проблему. В баскетбольной бундеслиге, которую собираются возобновить уже в эту субботу, политический протест будет запрещен. «Политические заявления не допускаются ни в какой форме», — заявили в лиге.
И на фоне двух этих позиций, где с одной стороны — терпимость в футболе, а с другой — категоричность в некоторых других видах спорта, усиливается дискуссия — а до какой степени можно протестовать, где заканчивается тот самый «здравый смысл» и кто будет определять грань, за которую выходить нельзя. Если возможно одно, то значит, скоро станет разрешено и другое. Или нужно четко определить: где политика, а где борьба с расизмом?
В этой ситуации очень интересна позиция Международного олимпийского комитета. Правило 50 Олимпийской хартии запрещает на олимпийских объектах, наряду с рекламными слоганами и логотипами и демонстрацию политических, религиозных взглядов, в том числе и расовую пропаганду.
В этом году на Панамериканских игр в Лиме американские спортсмены, рапирист Рэйс Имбодена и метательница молота Гвен Берри протестовали против «происходящего в США и президента Трампа лично» (во время церемонии награждения Имбодена присел на одно колено, а Берри подняла вверх кулак). Тогда же возникло беспокойство, что на Играх в Токио повторится нечто похожее. Олимпийский комитет США тогда наказал Имбодену и Берри условно, но предупредил, что впредь за подобное будет применять более суровые санкции. При этом глава американского НОК Сара Хиршланд похвалила спортсменов за проявленную гражданскую позицию.
Комиссия спортсменов МОК сразу после этого разработала «руководящие принципы», в которых пояснялось, что протесты и демонстрации на «всех олимпийских объектах», включая церемонии награждения медалями, игровое поле и Олимпийскую деревню, запрещаются. Но при этом МОК не ограничивает свободу слова атлетов, потому что они могут высказывать сколь угодно жестко в интервью и социальных сетях.
Сейчас МОК заявляет, что «полностью уважает заявления, сделанные спортсменами в отношении продолжающихся акций протеста в Соединенных Штатах после смерти Джорджа Флойда», но при этом организация «будет и впредь руководствоваться во всех вопросах, связанных с Олимпийскими играми, основными принципами Олимпийской хартии». Правда, они тут же напомнили, что в ней есть и принцип, который гласит: «Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Олимпийской хартии, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации, такой как раса, цвет кожи, пол, сексуальная ориентация, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, собственность, рождение или другой статус».
Оставить комментарий